С двух сторон на фильм "Бартлби"


               Фильм не реализованный по роману "Бартлби и компания".

 Любой хороший критик искусства – воплощение синдрома «бартлби».

                   Fеликсов.

Синдром Бартлби - аграфия– сознательный отказ от процесса творчества художественного слова.

 

Можно ли в маленьком флаконе соединить два масштабных явления – два в одном – роман «Идиот» и «Игру в бисер»? - Что в сравнении с ними кино, как не шкалик с сивухой.

Фильм по роману Э. Вила-Матаса «Бартлби и компания» совершает эту дерзкую попытку.

Перефразируя принцип Оккама – не надо множить артефакты, в том числе и произв. худ. литературы, без крайней на то необходимости, а кто скажет что такая необходимость есть, посетив фонды музеев и библиотек.

Концепция «И. в б» предлагает складывать пазлы, уже существующих, произведений искусства, их любованием, а роман «Идиот» представляет персонажа, владеющего мастерством каллиграфа и наслаждающимся им; каллиграфия тоже игра в бисер.

 Точный выбор актёра в фильме очень работает на этот образ – исполнительного, простодушного до идиотизма, но и, вместе с тем,  привлекательного, получающего удовольствие от выведения литер;

для стереоэффекта будет не лишне добавить Башмачкина…

               Фильм реализованный по повести Мелвилла "Писец Бартлби".

Мизансцена: присутственное место, как социальная константа, вне места и времени; кувшинные рыла, и козьи морды лишённые сострадания. Но встречаются исключения…

  Формы пассивности – эскапизм, ригидность, стаз, тоническая неподвижность взрывающие мир, пока, лишь мир обывателя, воспринимаемые окружением как вампиризм, требующий вмешательства полиции.

Воплощённый Раскольников и раскольничество без смертоубийств, но и без раскаяния…

Синдром хронической усталости, как следствие отсутствия цели. Утончённость, понижающая иммунный статус до танатофилии.  Только завораживающая, лучистая энергия взгляда, да лоб философа, снимают вопрос о наличии сложной, внутренней жизни в субтильном теле -  впечатление от образа главного героя Бартлби.

Фильм рождён из добрых чувств, и только – наивность мать неубедительности, - что не снижает дидактической, облагораживающей функции…